Расчет зубьев косозубых цилиндрических передач
Ученые Тюменского индустриального университета г. Тюмень представили новаторскую теоретическую работу в области зубчатых зацеплений, а именно, методику проектирования и расчета цилиндрических передач с арочными зубьями. Это инженерное решение показывает эффективный подход к модернизации технологических процессов в практике создания машин и механизмов, обеспечивая долговечность и высокие эксплуатационные характеристики получаемой продукции. Отечественная наука во второй половине 20 века проводила активные исследования по проектированию зубчатых передач частей машин, отвечающих за их конкурентоспособность и качество и зуборезного инструмента.
ГОСТ 16532-70. Передачи зубчатые цилиндрические эвольвентные внешнего зацепления. Расчет геометрии.
Зубчатые передачи весьма широко и продуктивно применяются в конструкциях современных машин, механизмов и устройств. Транспортные средства, энергетические установки, грузоподъемные устройства, авиационные установки, сельскохозяйственные машины, точные приборы — во всех них найдутся те или иные варианты зубчатого колеса. В технике зубчатая передача используется с целью распространения вращательного движения между осями валов, которые могут быть расположены параллельно, скрещиваться или пересекаться.
В основе любой движущейся техники, окружающей нас в повседневной жизни, лежит работа механизмов, передающих крутящий момент от привода к рабочим элементам конструкции. Среди таких механизмов важное место занимают цилиндрические зубчатые пары, предназначенные для передачи вращательного движения между двумя валами, которые могут располагаться параллельно друг другу. По виду зубьев колеса, образующие зубчатую пару, могут быть прямозубыми, косозубыми, а также шевронными цилиндрическими внутреннего зацепления и внешнего зацепления. Что интересно, реечные зубчатые передачи также относятся к цилиндрическим — согласно ГОСТ , зубчатую рейку принимают, как колесо с бесконечно большим диаметром. При грамотном расчете зубчатой передачи это не влияет на качество сцепления зубьев и долговечность работы самого механизма.
Для нарезания косых зубьев используют инструмент такого же исходного контура, как и для нарезания прямых зубьев. Наклон зуба получают соответствующим поворотом инструмента относительно заготовки на угол. Поэтому форму зуба косозубого колеса в нормальном сечении принято определять через параметры эквивалентного прямозубого колеса. Если рассечь зубчатое косозубое колесо нормальной плоскостью, то в сечении получим эллипс с полуосями «а» и «с». Это колесо называется эквивалентным колесом. Радиус кривизны может быть вычислен по формуле:.